Поскольку ЕС обязался сделать электромобили широко доступными к 2035 году, ожидается, что спрос на
металлы, необходимые для производства аккумуляторов, особенно на литий, резко возрастет.
В настоящее время на рынке доминирует несколько стран, но Европа хочет присоединиться к клубу, разрабатывая свои недра.
Незадолго до прибытия на Парижский автосалон 17 октября президент Франции Эммануэль Макрон заявил финансовой газете Les Echos, что его администрация хочет сделать электромобили «доступными для всех». Затем Макрон объявил о ряде мер, позволяющих домохозяйствам приобретать электромобили.
Поскольку ЕС стремится запретить продажу автомобилей с двигателем внутреннего сгорания с 2035 года, Франция пытается постепенно отказаться от автомобилей, работающих на ископаемом топливе.
Хотя этот шаг рассматривается как важный шаг на пути к энергетическому переходу, он также создает серьезную проблему: для производства батарей потребуются огромные количества металлов, особенно лития.
По данным Международного энергетического агентства, с 2015 года объемы производства лития, также известного как «белое золото», утроились во всем мире и к 2021 году достигнут 100 000 тонн в год.
К 2030 году объемы могут увеличиться в семь раз. На европейском уровне в 2050 году потребуется примерно в 35 раз больше лития, чем сегодня, согласно апрельскому исследованию KU Leuven, католического исследовательского университета в Бельгии.
«Мы находимся на этапе, когда все страны начинают свой энергетический переход более или менее одновременно, и это создает очень значительные потребности в металлах», — отметил Оливье Видаль, геолог и директор по исследованиям Французского национального центра научных исследований (CNRS). «Это, безусловно, создаст напряженность в ближайшие годы с ожидаемым ростом затрат и, возможно, трудностями с поставками. Таким образом, перед государствами стоит реальная стратегическая проблема и проблема суверенитета», - добавил он.
Европейская комиссия хорошо осведомлена об этих опасениях и еще в 2020 году включила литий в список важнейших сырьевых материалов с риском нехватки. Литий «скоро станет даже важнее нефти и газа», заявила глава Европейской комиссии Урсула фон дер Лейен в сентябре 2022 года.
В производстве лития сегодня доминирует всего несколько стран: Австралия, на долю которой приходится 20% мировых запасов «белого золота», а также Аргентина, Чили и Боливия, на долю которых приходится 60%. С другой стороны, Китай был одним из первых инвесторов в нефтепереработку и контролирует 17% мирового производства лития.
Международное энергетическое агентство называет ситуацию, когда всего пять стран контролируют 90% мирового производства, «квазимонопольной». Европа надеется максимально разрабатывать собственные недра. Основные запасы континента находятся в Португалии, Германии, Австрии и Финляндии.
Во Франции Французское бюро геологических и горных исследований (BRGM) в 2018 году составило кадастр, в котором были указаны запасы в Эльзасе, Центральном массиве, а также в районе Армориканского массива в Бретани.
Европейские проекты по добыче и производству лития в основном осуществляются малыми и средними компаниями по всему континенту.
«Самые успешные из них — в Финляндии. Производство лития может начаться в 2024 году благодаря эксплуатации небольшого рудника, расположенного примерно в 600 км к северу от Хельсинки», - пояснил геолог-экономист и соавтор книги о литии Кристиан Хоккард (фото-Dnn87/wikimedia).