В 2024 году Бельгию ждут некоторые важные вехи. Она не только будет председательствовать в Европейском
Союзе, но и 9 июня проведет решающие выборы на европейском, национальном и региональном уровнях. Ожидается, что это будет год жесткой политической борьбы.
Свежий опрос общественного мнения, проведенный по заказу De Standaard и VRT NWS, показывает, что восемь из десяти жителей Фландрии считают, что демократия — это хороший или очень хороший способ управления страной.
Однако только половина респондентов считают, что Бельгия в настоящее время управляется по-настоящему демократическим путем, а 34 процента говорят, что это не так.
Большинство опрошенных заявило, что политики понятия не имеют, что важно для граждан, не говоря уже о том, что им удастся превратить эти вопросы в политику.
Когда у респондентов спросили, насколько они доверяют политикам, правительствам и парламентам в Бельгии и Европе, средний балл составляет от трех до четырех из 10.
«Цифры показывают глубокое недовольство тем, как политики слушают, действуют и принимают решения», - заключают исследователи. Именно из-за этого дефицита демократии Бельгия является единственной западноевропейской страной, классифицированной как «дефектная демократия» в Индексе демократии ЕС.
В частности, Бельгия не имеет хороших показателей по участию граждан в политической жизни. Недостаточное участие в таких вопросах, как миграция, многообразие и экономическая глобализация, ограничило традиционные партии узким левым и правым идеологическим спектром.
Это привело к несоответствию между тем, что предлагают партии, и тем, чего хотят многие избиратели. «Скользя поверхностно по проблемам и неадекватно решая эти насущные проблемы, традиционные партии сузили свою идеологическую сферу до исчерпанной формы дихотомии левых и правых», — пишет политолог Ален Ван Хиль в книге «Knack».
«Это привело к дисбалансу между тем, что предлагают эти партии, и чаяниями многих избирателей», - добавляет он.
По словам Ван Хиеля, исследователя из Гентского университета, традиционные партии Бельгии – христианские демократы, либералы и социалисты – на протяжении десятилетий культивировали форму консенсусного мышления.
Хотя такой подход способствовал широкому согласию по многим вопросам, он также привел к тому, что эти партии упустили из виду проблемы многих людей. «Радикалы и умеренные, похоже, живут в разных мирах», — говорит Ван Хил.
«Радикальные избиратели циничны, злы и дистанцируются от истеблишмента. Доверие к политическому процессу среди них неглубоко», - добавляет он.
Это разочарование делает авторитарные альтернативы привлекательными. «Скоро около 35 процентов жителей Фландрии будут голосовать за партии, с которыми никто не хочет сотрудничать», — говорит Ван Хиль.
«Это очень вредно для демократии. Их опасения – будь то миграция или гиперглобализация – нужно воспринимать серьезно, нравится нам то, что они говорят, или нет», - предупреждает он.
По его словам, у традиционных партий есть проблемы с доверием. «Мне не нравятся сравнения с 1930-ми годами; они ошибочны. Но слабость центра была, пожалуй, самой большой проблемой тогда. То же самое происходит и сегодня», - делает вывод политолог.